домой


"НЕ ПЕРЕЧЕРКИВАТЬ ВОЗВЫШЕННОЕ НИЗМЕННЫМ"

В №13 "Дагправды" от 24 января 2006 года опубликована статья Гапиза Нурмагомедова "Так кто такой Хочбар?". Анализируя деяния народного и литературного героя Хочбара, г-н Нур-магомедов делает своеобразное резюме: "Разумеется, называть Хочбара положительным героем нельзя". Далее сетует на то, что смешение положительного и отрицательного, возвышенного и низменного, героического и негероического приводит к соблазну деяний антисоциального характера. По мышлению автора, "все, что делал Хочбар благородного, перечеркивается его поступком, когда он схватил двух детей Нуцала и прыгнул в огонь".

Магомед АЛИЕВ,
заслуженный учитель РД, с. Мюрего


Если исходить из философии Г. Н., то окажется, что у нас нет ни одного героя. К примеру: Имам Шамиль - человек по свидетельству многих известных историков, который боролся за независимость своей родины, тоже не герой потому что в его деянии и убийства, и грабеж невинных грузинский семей, и торговля пленными людьми; Хаджимурат тоже не герой, потому что, с одной стороны, он был соратником Шамиля, а с другой - его оппонентом. А как быть с солдатами и военачальниками, которые убивают людей сотнями. Но для меня и многих дагестанцев, в отличие от г-на Нурмагомедова Гапиза, они - все герои своего народа.

Понятно, что плюрализм мнений характерен для демократического общества, но суждения о герое, как в любом другом вопросе, должны быть относительны. Любые ценности, критерии деяний субъекта тоже относительны, истина относительна.

В философии Г. Н. прослеживается однобокость мышления, его метафизичность - мышление крайними категориями, присущее формальной логике: либо да, либо нет; либо правильно, либо неправильно; либо враг, либо друг; либо герой, либо антигерой, другого не дано для метафизика. Если вникнуть в философию, не скажу К. Маркса, но хотя бы доктора философских наук Магомеда Абдуллаева, то можно понять, что такие вопросы решаются диалектически.

Формула диалектики адекватна действительности: в какой-то мере - нет; в какой-то мере можно, в какой-то мере нельзя. Никакого перечеркивания, ибо положительное не бывает без отрицательного, и наоборот.

Автор статьи Г. Н. Сравнивает события в Беслане и деяния Хочбара: и террористы, и Хочбар, мол, убили невинных детей, и считает их равнопо- добными.

Террористы Бесланских событий - фашисты, у которых отсутствуют элементарные черты человечности. Мы не видим в их деяниях элемента добра, ни в коем аспекте, хотя по изречениям выдающихся философов Канта т Гегеля, "добро и зло нераздельны", и они же не допускают, что добро и зло неразличимы, или равноценны. Можно согласиться с Гегелем, который изрекает: "Человек добр, а именно постольку, поскольку он может быть также и злым".

Проявления жестокости террористов трудно поддаются общечеловеческой морали. Деяния же Хочбара связаны с борьбой за справедливость. Его борьба во многом связана со злом Нуцала. Борьба Хочбара - следствие, тогда как зло Нуцала - причина этой борьбы. Так что никакой аналогии между деяниями Хочбара и террористами не может быть! Родители бесланских детей не предпринимали ничего дурного против террористов, а Нуцал заманил Хочбара специально, чтобы загубить его.

Г. Н. Полагает, что Хочбару надо было убить Нуцала, а не детей. Хочбар приезжает к Нуцалу как гость, у него не было злых намерений, напротив, он приехал с подарками семье Нуцала с возвышенными чувствами гостя. И другое, Хочбар мог бы вообще не приезжать, ведь мать предупреждала его, но тогда он не был бы героем. Он знал, что его могут убить, но поехал, потому что для настоящего героя честь дороже жизни.

Хочбар как личность, борющаяся за справедливость, герой и сегодня, ибо человек героического склада не проходит мимо несправедливости, он неравнодушен, он борется за социальное равенство, которое, кстати, не было ни при царизме, ни при социализме, ни при сегодняшнем "базаре" с чиновничьим хреном и олигархической редькой.

Актуальность героического образа Хочбара на сегодняшний день диктуется и вопиющей несправедливостью в нашем обществе. Сейчас дагестанский учитель получает в лучшем случае 3000 рублей, а московский - 9000 рублей за ставку. А вот у некоторых, к примеру, Фархада Ахмедова, президента компании "Нортгаз", зарплата составляет 40 миллионов долларов в год. Или, как Р. Абрамович за "Сибнефть" получил от государства 13 миллиардов долларов, хотя приобретал свой пакет акций этого гиганта всего за 100 миллионов долларов. Чьи эти деньги? Где было такое, что за 10 лет нищий человек стал миллиардером? Нуцал на фоне таких дел - просто ребенок.


"Дагестанская правда", 16 февраль 2006 г.


  KavkazWeb Rambler's Top100
Дизайнер сайта: Салихов М.